Осенние казачьи забавы

Осенние казачьи забавы

 

«Казаком быть – не разиня рот ходить»

Старинная казачья поговорка.

 

Вятские казаки – народ дружный и веселый. Веками у казаков сохранялись традиции проведения различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие у казаков отмечается с соблюдением традиций присущих казачьему братству – православной и воинской. Православная традиция это обязательное участие священника и общий молебен. Воинская традиция это отдание дани памяти победам казачьего войска над врагами Отечества.

Вятский край не относится к традиционным казачьим землям, но и здесь сохранились их поселения: Карино, Гарье, Романово, Есауловы, Истомино, Кашино, Казаковы, Кошково, Исуповы. Лаврентьевская летопись сообщает, что значительный приток казаков на Вятку был замечен после утверждения на Волге господства Золотой Орды. Казаки с Дона были вынуждены уходить на север. Так появились казаки-«северюки», которые в конце ХIV века упоминаются в Московской летописи: «В северных окрестностях казаки находили себе добычу в татарских улусах. Особенно много их осело по рекам Вятке и Оке, по Каме и Двине до самых Соловецких островов. В Архангельской, Вятской, Костромской и Вологодских землях по родовому происхождению четвёртая часть населения были казаками»

Осев на Вятке, казаки принесли с собой особый дух вольницы: «Природные наездники, неутомимые в ратном деле, упрямые, свободолюбивые, живут по своим законам, все важные дела и спорные вопросы решают на общем сходе - Круге. Ватаманы выборные и могут быть заменены по решению схода». Освоив суровый Вятский край, устроив свои поселения-займища, распахав новые земли, казаки исправно несли сторожевую службу, собирали ясак (дань), давая государственной казне прибыток, проложили новые торговые маршруты, обратили в христианство всё коренное население. Летописи за 1578 год напоминают, что в составе Волжского войска находилась вятская сотня и вятские есаулы Иван Кольцо и Илейка Муромец. В сибирских походах вместе с первопроходцем и мореплавателем атаманом Енисейского войска Семёном Ивановичем Дежнёвым (1605-1673) участвовали его сподвижники Попов, Наседкин, Атласов, слободские и котельничские казаки.

Казачество сыграло решающую роль в изгнании польских захватчиков из Москвы и выборе царем на Земском соборе 1613 года Михаила Романова. По старинной казацкой легенде один из атаманов, глядя в глаза боярам, положил на стол письменную «атаманскую отписку» с требованием утвердить в качестве единственного претендента на престол отрока Михаила Романова. На текст грамоты, атаман небрежно швырнул обнаженную саблю. Окончанию Смутного времени на Руси способствовало единение всего народа. В память об этих событиях в Российской Федерации установлен государственный праздник – День народного единства.

Известно, что в событиях 1612-1613 годов активное участие принимали вятские казаки, спасая Отечество от иноземного порабощения. Согласно архивных данных во время Отечественной войны 1812 года донской атаман Матвей Платов набрал для изгнания французов из России ополчение из 1700 вятских казаков под начальством войскового старшины Николая Перминова и есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожкова. Казачество на Вятке существовало как воинское сословие до 1917 года. Из мобилизационного плана за 1909 год в Вятской губернии числился ресурс иррегулярных казачьих войск: конный полк из 600 человек, 8 пеших пластунских команд - 808 человек, четыре отдельные казачьи сотни, 4 фельдшера, 4 ветеринара, 8 повозок на команду. В последствии огромный приток казачества на Вятку из южных районов страны был отмечен в 1918-1928, 1933-1939, 1946-1949 годах, когда переселению в наш край подверглось 268000 человек из низовых станиц, потомки которых проживают на территории Кировской области и в настоящее время. Ныне Вятское казачество возглавляет атаман Виктор Николаевич Рябенко.

Региональное отделение ДОСААФ России Кировской области и Вятское казачество, действуя в рамках Соглашения о сотрудничестве, регулярно проводят совместные разноплановые мероприятия патриотической и спортивной направленности в рамках государственных праздников и Дней воинской славы России.

Главной целью организации любого праздника с участием казаков является демонстрация умений молодых и опытных казаков, формирование активной гражданской позиции, любви к Родине, пропаганда лучших традиции казачества в деле служения Отечеству.

Накануне Дня народного единства Кировским городским казачьим обществом при организационном участии Регионального отделения ДОСААФ России Кировской области и ВГСХА прошло мероприятие, в котором приняли участие представители казачьей молодежи, студенты ВГСХА и члены местного отделения ДОСААФ России города Кирова. Патриотическое воспитание, популяризация военной службы и деятельности ДОСААФ России по подготовке граждан к воинской службе – главная задача  оборонной организации Кировской области. Сдача норматива «Пулевая стрельба» в рамках реализации проекта Минобороны России «Меткий стрелок» по выявлению снайперских способностей у будущих защитников Российской Федерации является наиболее популярным видом соревнований среди допризывной молодёжи.

Команды участников помимо соревнований по пулевой стрельбе, состязались на этапах военизированной эстафеты, проводили сборку-разборку автомата и снаряжение магазина, отвечали на вопросы военно-исторической викторины.

Венцом праздника здорового образа жизни и юношеского задора стала молодецкая забава – перетягивание каната. Известно, что у казаков перетягивание каната изначально было не спортивным соревнованием, а   ритуальным обрядом. Такая своеобразная демонстрация силы способствовала укреплению боевого духа и войскового братства. Ритуальный смысл со временем утратился, однако выяснилось, что такое времяпрепровождение может послужить замечательной командной игрой казачьей молодежи. Популярность соревнований объяснялась простотой их правил и отсутствием необходимости в приобретении дорогостоящего спортивного инвентаря.

Все участники соревнований получили подарки с символикой Волжского казачьего войска. Лучшие стрелки были награждены спортивными значками ДОСААФ России «Стрелковый спорт» и грамотами Регионального отделения ДОСААФ России Кировской области.

По мнению атамана Кировского городского казачьего общества Рябенко В.Н. праздник удался. Ведь каждый казак жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования у казаков проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на защиту родной земли.