В Кирове прошло мероприятие, посвященное 90-летию подвига стратонавтов «Осоавиахим – 1»
В Кирове прошло мероприятие, посвященное 90-летию подвига стратонавтов «Осоавиахим – 1»
30 января 2024 года заместитель председателя регионального отделения Николай Чепурной и ветеран космодрома «Байконур» Алексей Носырев провели в МОАУ СОШ с УИОП № 10 им. К.Э. Циолковского города Кирова урок мужества, посвященный 90-летию подвига стратонавтов Осовавиахим -1.
Николай Чепурной отметил, что с момента первого космического старта Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года в космосе побывало 597 землян. Свой вклад в освоение околоземного пространства внесли стратонавты проложившие путь в стратосферу. Огюст Пикар и Пауль Кипферон 18 августа 1932 года, поднявшись на воздушном шаре на высоту 15 785 метров, установили мировой рекорд. В СССР группой молодых советских специалистов под руководством Владимира Чижевского был создан стратостат «СССР-1», экипаж которого, в составе Эрнеста Бирнбаума, Константина Годунова, Георгия Прокофьева 18 августа 1932 года поднялся на высоту 19 000 метров, пробыв там 2 часа, благополучно приземлился, установив новый мировой рекорд. Первый в истории человечества зимний полет стратостата состоялся 30 января 1934 года. Потомственный авиатор Алексей Носырев, выступая перед учащимися, сообщил, что имеющиеся документальные материалы открывают малоизвестные героические и трагические обстоятельства этого полёта. Подлинно известно, что инициатива зимнего полета стратостата принадлежит народному комиссару по военным и морским делам Клементу Ворошилову. Именно он 23 января 1927 года провозгласил о создании Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Нарком 9 января 1934 года в секретной записке руководителю СССР Иосифу Сталину доложил о готовности к полёту стратостата построенного Осоавиахим. Клемент Ворошилов сообщил, что для успешного проведения эксперимента созданы все необходимые условия, зимний полёт закрепит завоевание стратосферы Советским Союзом. Сталин вынес вопрос о полёте стратостата на заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое постановило провести «при первой благоприятной погоде зимний полет стратостата в закрытом режиме». Руководитель Осоавиахим Роберт Эйдеман инициировал проведение 15 января 1934 года заседания бюро президиума Центрального Совета Общества. Были утверждены уполномоченные по организации полета: Ильин, Гельфер и Иорданский. Роберт Эйдеман пользовался большим авторитетом в стране. Легендарный командарм кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Красной Звезды прошёл путь от рядового бойца до командующего войсками Сибирского военного округа, руководителя военной академии имени Фрунзе. Эйдеман проявил себя не только как военачальник, но и как выдающийся организатор, ученый и писатель. Комиссией Осоавиахим 23 января 1934 года на заводе «Каучук» была произведена продувка и осмотр оболочки стратостата. Комиссия признала, что материал оболочки стратостата соответствует нормативам. Была испытана на герметичность и признана подготовленной к полету гондола стратостата. Были осмотрены все приборы для полета. На тот период времени это были лучшие приборы, созданные в Главной геофизической обсерватории, в Радиевом и Физико‑техническом институтах. Комиссия признала приборы исправными. Документы показывают, что каждая деталь, материал и агрегаты стратостата многократно испытывались в лабораториях и показали запасы прочности, предусмотренные расчетами. Подготовка экипажа в составе пилота Павла Федосеенко, конструктора Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина для работы в герметически закрытой кабине стратостата была организованна при Военно-Медицинской Академии. До полёта Федосеенко и Васенко полностью освоили органы управления стратостатом, а Усыскин в совершенстве овладел приборами. Дата запуска стратостата была определена Главной Геофизической обсерваторией, которая назвала последние дни января наиболее благоприятными для полета в стратосферу. 30 января 1934 года стратостат весом 2400 килограммов был отправлен в полёт. В расчетное время экипаж достиг зоны равновесия 19500 метров и его подъем прекратился. Все приборы и системы стратостата работали в штатном режиме. После достижения данной высоты экипаж должен был начать медленный спуск до высоты 7000-8000 метров, но будучи уверенным в надежности конструкции аппарата командир Федосеенко принял роковое решение покорить высоту в 22 000 метров. Он доложил по радиосвязи: «Настроение бодрое. Штурмуем двадцатый километр». Затем связь оборвалась. Лишь на следующий день выяснилось, что в 470 километрах от Москвы, близ деревни Потиш-Остров в снегу была найдена смятая страшным ударом о землю гондола стратостата. Оторвавшуюся ещё в атмосфере оболочку отнесло на несколько километров. На месте крушения обнаружили погнутые карманные часы, стрелки которых остановились на 16.23. В ходе расследования проведенного по факту катастрофы было установлено, что герметичность кабины и полное обеспечение жизнедеятельности экипажа были обеспечены до столкновения с поверхностью земли, что подтверждается барограммой давления внутри кабины и результатом вскрытия. Смерть Федосеенко, Васенко и Усыскина наступила в результате удара гондолы о землю. Народный комиссар по военным и морским делам Клемент Ворошилов в докладе Иосифу Сталину высоко оценил конструктивные возможности стратостата «Осоавиахим» и мужество его экипажа, отметив при этом, что причиной его гибели явилась ошибка командира стратостата Федосеенко неверно оценившего технические возможностями аппарата в конкретных условиях полета. По результатам расследования трагедии стратостата руководством страны были сделаны выводы, которые на долгие годы определили государственную политику в области авиации и аэронавтики. Общественным организациям была запрещена постройка технически ответственных конструкций. Все руководство делом организации полетов стратостатов было возложено на ВВС РККА. В Военно-Воздушной Академии РККА была создана кафедра воздухоплавания, был учрежден государственный институт Гражданского Воздушного Флота. Между тем международная обстановка требовала сосредоточить усилия страны на создании авиации нового поколения. В довоенный период советские авиационные конструкторы демонстрировали высокий уровень таланта, а технологии производства самолетов и моторов позволили к концу 30- годов ХХ века достигнуть высоты полётов самолетов 14000-15000 метров. Полетов стратостатов были прекращены. Но первый в истории воздухоплавания зимний полет в стратосферу на высоту 22 километра остался яркой страницей в истории. Новые, неизведанные области всегда привлекали человека, который порой совершает свои открытия раньше, чем станет ясным их возможное применение. Интерес к стратосфере в 30-е годы вызывался вполне определенными причинами - достижение высоких скоростей полета. В нижних слоях атмосферы скорости полёта мешает сопротивление воздуха. Стратосфера заманчива тем, что там воздух разрежен и его сопротивление во много раз меньше. Чтобы освоить стратосферу для полетов, надо было узнать ее поближе, изучить ее особенности, воздействие на человека, на летательные аппараты. Павлу Федоровичу Федосеенко в момент его гибели было 35 лет, Илье Усыскину всего 23 года. Вся страна была потрясена гибелью стратонавтов. Они вписали яркую страницу в историю борьбы человека с природой, добыли новые данные о столь важной для человечества области, но заплатили за это ценой своей жизни. Важно знать, помнить историю своей страны и не забывать имена её Героев!