В Региональном отделении ДОСААФ России Кировской области прошла молодёжная патриотическая акция «Наш Сталинград»

В Региональном отделении ДОСААФ России Кировской области прошла молодёжная патриотическая акция «Наш Сталинград»

После победы под Харьковом в мае 1942 года Гитлер приказал части немецких войск восточного фронта развить наступление на Северный Кавказ. Конечная цель – захват Кубани, Северного Кавказа, выход к месторождениям нефти в районе Грозного и Баку. Другую часть войск вермахта, 8-ю итальянскую, 2-ю венгерскую армии, румынские воинские соединения и 4-ю танковую армию Гота он направил к Сталинграду. Захват Сталинграда позволял перерезать водные и сухопутные коммуникации, которые соединяли Центр с Югом России и Закавказьем. Потеря Сталинграда послужила бы сигналом для вступления в войну с СССР Турции. Летом 1942 года развернулось два масштабных сражения Великой Отечественной войны: битва за Кавказ и за сражение за Сталинград. 17 июля 1942 года является официальным днём начала Сталинградской битвы. Превосходство сил противника на первоначальном этапе битвы за Сталинград было более чем в два раза. За три недели наступления немецкие танки подошли к Сталинграду с юга и с севера.  Дивизий 6-й армии Паулюса блокировали город с запада. Немецкие самолёты бесконечно бомбили Сталинград. Под обломками жилых домов погибло около 100 тысяч мирных жителей: стариков, детей, женщин. Советские летчики-истребители сражались с исключительным мужеством, героизмом и отвагой. Лётчик Владимир Лавриненков, ставший затем дважды Героем Советского Союза, за первый месяц боев под Сталинградом сбил 16 немецких самолетов. В один день Виктор Нагорный, ставший вскоре Героем Советского Союза сбил два фашистских «мессершмиттов». В воздушных боях за Сталинград отличились летчики 102-й краснознаменной авиационной дивизии противовоздушной обороны. Они сбили над Сталинградом 336 вражеских самолетов, из них 216 бомбардировщиков. Дивизии было присвоено почетное наименование «Сталинградской». Наши воины, защищая город, стояли насмерть. На помощь им приходили — летчики-штурмовики. Грозные  Ил-2  появлялись над немецкими позициями, поражая их бомбами и огнем из пушек и пулеметов.  Среди защитников Сталинграда летчик штурмовика Ил-2  Виктор  Рогальский. В один из дней летчик Рогальский  дважды ходил на штурмовку вражеских танков. Обстановка потребовала, и он пошел на штурмовку в третий раз. В этот раз в его самолет попал вражеский снаряд. Загорелся мотор, пламя охватило машину. Отважный пилот направил объятый пламенем самолет в гущу фашистских танков. Подвиг Рогальского в те же дни повторил лётчик-штурмовик Иван Веденин.   Шли уличные бои,  Иван Веденин участвовал в выполнении ответственного задания – штурмовке важного объекта, занятого врагом.  Во время воздушного боя подошедшие «мессершмитты» атаковали машину Веденина. Самолет загорелся. Летчик Веденин направил свою горящую машину на боевые порядки фашистов и геройски погиб. Какую большую помощь оказывали наземным войскам наши летчики, понятно со слов генерала Чуйкова, командовавшего в дни Сталинградской битвы 62-й армией. «Празднуя свою огромную победу, — отмечал он, — мы никаким образом не забываем, что в ее завоевании большая заслуга вас, товарищи летчики, штурманы, стрелки и младшие авиаспециалисты. Вы заслужили право и можете смело вместе с нами разделять радость победителей той величайшей в истории войн битвы, которая выиграна нами в районе Сталинграда. С самых первых дней борьбы за Сталинград мы днем и ночью беспрерывно чувствовали вашу помощь с воздуха. Сейчас нет возможности перечислить все заслуги летчиков и примеры их самоотверженной борьбы на Сталинградском фронте. Они дрались смело и решительно, и за это от имени всех бойцов и командиров армии я выношу им глубокую благодарность».         19 июля 2022 года в Региональном отделении ДОСААФ России Кировской области прошла молодёжная патриотическая акция «Наш Сталинград». Мероприятие началось с посещения участниками акции Кировского аэроклуба ДОСААФ России. Заместитель председателя регионального отделения Чепурной Н.В. рассказал участникам мероприятия о том, как в  1942 году в небе Сталинграда сражался воспитанник Кировского аэроклуба ОСОАВИАХИМ Геннадий Александрович Хохлов. Он родился 22 января 1922 года в Вятке. Перед войной Геннадий Хохлов окончил школу №16 города Кирова и поступил на филологический факультет Кировского пединститута, занимался в аэроклубе ОСОАВИАХИМ. Началась война, воспитанник Кировского аэроклуба Геннадий Александрович Хохлов был направлен в Свердловское лётное военное училище, затем переведён в авиашколу ВАШП города Энгельса, Саратовской области готовящей пилотов на средние бомбардировщики.  В сентябре 1942 года молодой лётчик сержант Геннадий Хохлов прибыл на Сталинградский фронт в 618-й штурмовой авиаполк 214-й штурмовой  авиационной дивизии как закончивший обучение,  в качестве военного пилота. Надо отметить, что в начале войны в соответствии с приказом наркома обороны СССР  выпускникам авиационных училищ  присваивалось не офицерское, а сержантское звание.   По архивным документам и воспоминаниям участников воздушных боёв удалось установить фронтовую судьбу летчиков 618-й штурмового авиаполка одного из рядовых штурмовых авиационных полков, прошедшего боевой путь от Москвы, а затем Сталинграда до Берлина. 618 авиационный полк был сформироваться 15 ноября 1941 года на станции Тоцкое Оренбургской области. Вначале полк состоял из двух  эскадрилий с 20 самолетами Р-5. Самолет Р-5  конструкции Поликарпова  был принят на вооружение в 1928 году. К началу Великой Отечественной войны самолет считался устаревшим и использовался для обучения молодых пилотов. 618 авиационный полк был перебазирован на аэродром Спаск-Загорье (район Малоярославца Калужской области) и начал боевые действия в районе Москвы. Действуя в ночных условиях, самолеты Р-5 широко применяли зажигательные бомбы, чтобы заставить противника покинуть опорные пункты и зимние помещения, изнурить его и уничтожить. Эффективность действия ночных ударов, по данным захваченных у противника документов и показаниям самих немцев, была достаточно высокой. От ночных ударов авиации противник нес значительные потери, кроме того, ночные удары оказывали воздействие на моральное состояние вражеских солдат и офицеров. В ходе выполнения боевых заданий полк потерял 18 самолетов Р-5 и 8 летчиков. 17 июня 1942 года в связи с большими потерями самолетов и летного состава, 618 авиационный полк был выведен из боев и убыл с Западного фронта в город Куйбышев (ныне – Самара), где  был переформирован.  Полк получил на вооружение новые одноместные самолеты ИЛ-2. Это был первый в мировой практике бронированный самолет-штурмовик. Один из основных боевых советских самолетов.  В начале войны боевая жизнь летчика-штурмовика составляла в среднем 6-7 боевых вылетов, а в некоторых полках всего 3-4 вылета. Для сравнения: средняя живучесть летчика-истребителя в указанное время составляла - 64 боевых вылета; бомбардировщика - 48. Поднимаясь в воздух для сопровождения штурмовиков, летчик-истребитель имел шансов вернуться из боя в 9 раз больше, чем сопровождаемый им летчик-штурмовик. Подготовка летчиков-штурмовиков к ведению боевых действий в тот период была  недостаточной. Невозможно было за два месяца качественно обучить летчика должным образом управлять новым для него самолетом, освоить приемы воздушных боев и штурмовки на данном типе самолета.  Наскоро подготовив пилотов и дав им по 3-4 часа налета, 15 августа 1942 года 618  авиационный полк вылетел на Сталинградский фронт, где вошел в состав 228 штурмовой авиационной дивизии 8 Воздушной армии. Прибыв на Сталинградский фронт, полк базировался на полевом аэродроме у совхоза «Сталинградский», села Большая Ивановка. Обстановка под Сталинградом в середине августа 1942 года оставалась крайне напряженной. 8 воздушная армия с целью сдерживания наступления  немецких войск ежедневно совершала по 500 самолетовылетов. На каждый штурмовик приходилось по два боевых вылета.  По воспоминаниям командира 618  авиационного полка Геннадий Хохлов был «Лучшим из молодых летчиков. Под Сталинградом он сделал больше всех боевых вылетов. Сумел с одной очереди уничтожить бомбардировщик противника. Геннадий был хорошим товарищем, не раз выручал друзей в бою, рискуя своей жизнью». Из сохранившихся в архивах боевых донесениях следует, что боях с немецкими ассами Геннадий Хохлов дважды был сбит. Обладая высоким мастерством и мужеством, он каждый раз сажал на аэродром повреждённый и горящий Ил-2. После одной из вынужденных посадок лётчику Хохлову пришлось вытаскивать из объятой пламенем машины раненного стрелка. Лётчики 618  авиационного полка в боях под Сталинградом проявляли массовый героизм. В одном из донесений о действиях полка указано: «23 августа 1942 г. группа из 9 самолетов Ил-2, 618 авиационного полка ведомая старшим лейтенантом Ковалевым, получила задачу уничтожить переправу противника через р. Дон на участке ниже Акатов-Калачики. Штурмовики с первого захода уничтожили вражескую переправу. Прямым попаданием бомб летчик Андрюшин взорвал на переправе 2 бензозаправщика. За 19 дней, полк совершил 73 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку врага, в ходе которых уничтожил 11 танков, 6 орудий полевой артиллерии,   3 зенитных установки, 160 автомашин, 2 переправы». В воздушных боях полк понес большие потери. В среднем летчик полка успевал совершить 4 боевых вылета и погибал. К началу сентября 1942 года полк потерял 18 самолетов, погибло 17 летчиков.  В связи с этим полк был выведен из состава боевых частей и убыл на переформирование на аэродром «Муханово», Кинель-Черкасского района, Куйбышевской области. На авиазаводе №18 города Куйбышева было получено 29 новых самолетов Ил-2, в полк прибыло пополнение молодых летчиков и  технического состава. Началось обучение молодых летчиков приемам штурмовки, бомбардирования, ведения воздушного боя, учитывая уже полученный в предыдущих боях опыт. Отрабатывалась слетанность экипажей, умение летать в строю, приемы штурмовки с «круга», защиты от вражеских истребителей «змейка», «ножницы». 2 ноября 1942 года 618 авиационный полк в составе 30 экипажей вновь прибыл на Сталинградский фронт, где начал боевые действия. Количество военного персонала авиаполка в разные периоды Сталинградской битвы составляло около 200 человек, в том числе: 20-30 воздушных стрелков, 33 летчика, 140-150 человек техников и оружейников. После перехода 19 ноября 1942 года наших войск в контрнаступление летчики 618 авиационного полка обеспечивали действия войск Сталинградского фронта по окружению противника.  В котле под Сталинградом оказались 22 дивизии и более 160 отдельных частей, входящих в состав шестой и частично четвертой танковой немецких армий. Командование группы немецких войск «Дон» решило предпринять попытку деблокирования шестой армии Паулюса. Утром 12 декабря 1943 года две танковые дивизии противника нанесли удар на узком участке фронта вдоль железной дороги Тихорецк - Сталинград. Им удалось прорвать оборону советских войск и к исходу следующего дня выйти в район населенного пункта Верхне - Кумского. В этот день группа из 6 самолетов Ил-2, в которую входил Геннадий Хохлов ведомая майором Солдатовым, нанесла бомбоштурмовой удар, по обнаруженной  цели в районе населенного пункта Варапоново. Было уничтожено скопление автомашин и живой силы противника. При выполнении этого задания погиб летчик Онищенко Евгений Васильевич. Самолёт Геннадия Хохлова был подбит, совершив вынужденную посадку в степи, пилот двое суток охранял боевую машину, дожидаясь у самолёта прихода наших бойцов. Прибыв в расположение полка, Геннадий Хохлов продолжил  напряженную боевую работу по уничтожению танков и мотопехоты противника, прорывавшихся к окруженной группировке врага из района Котельниково. Из донесений о действиях пилотов полка в этот период мы узнаём следующие: «19 декабря 1942 года в ходе штурмовки вражеских позиций в районе населённого пункта Челеково и балки Неклинская были сбиты самолеты летчиков Старикова и Черного. Самолет Старикова взорвался в воздухе, летчик погиб. Поврежденный штурмовик лейтенанта Черного произвел вынужденную посадку на территории врага. Летчик  Новиков на своем самолете произвел посадку на месте приземления Черного и, взяв его в свою машину, под огнем противника взлетел, а затем доставил своего боевого товарища на свой аэродром». В военной биографии Геннадия Хохлова был следующий эпизод:  «25 декабря 1942 года группа штурмовиков из 6 Ил-2, ведомая майором Солдатовым  в которую входил самолет Хохлова, вылетела на уничтожение танков и мотопехоты в районе станции Дубовское. На станции было обнаружено скопление вражеских эшелонов, груженных танками и войсками. Майор Солдатов отдал приказ атаковать их. С разворотом 90 градусов группа обрушилась на эшелоны. Вражеские зенитки открыли по группе наших самолетов ураганный огонь. Ведущий майор Солдатов подал команду двум штурмовикам подавлять огонь зениток, а остальные 4 самолета сделали еще 3 захода и подожгли 3 эшелона, уничтожили до 200 солдат и офицеров противника, до 10 автомашин. Прямым попаданием снаряда   противника был сбит наш самолет лейтенанта Егорова Георгия Федоровича.  Летчик погиб». В боях за Сталинград летный состав полка приобрел бесценный опыт боевой работы.  На Сталинградском фронте 618 авиационный полк совершил 582 боевых вылета, в ходе которых на вражеских аэродромах было уничтожено 5 самолетов, в воздушных боях было сбито 7 самолетов, в ходе штурмовок уничтожено 32 танка, 276 автомашин, 46 орудий ПА и ЗА, 124 железнодорожных вагона, 2 эшелона с войсками и боеприпасами.  После завершения операции по уничтожению окруженных под Сталинградом немецко-фашистских войск в апреле 1943 года 618 авиационный полк  был передислоцирован на Северный Кавказ, где вошел в состав 4 Воздушной Армии, которой командовал прославленный военачальник, уроженец Вятского края генерал Вершинин. Пилот, командир звена, командир эскадрильи - таков послужной список лейтенанта Хохлова. За храбрость и героизм он был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной Войны I степени. В боях за Украину 18 июля 1944 года   Геннадий Александрович Хохлов повторил подвиг экипажа Гастелло. Во время бомбардировки вражеского аэродрома самолет Геннадия Хохлова загорелся. Он дал команду своему воздушному  стрелку прыгать, а сам направил свой горящий самолет на зенитки противника. Не каждому выпало на долю горящим факелом броситься на вражескую технику. Яркий подвиг  Геннадия Александровича Хохлова вдохновлял других воинов на ратный подвиг. Могила воспитанника Кировского аэроклуба ОСОАВИАХИМ Геннадия Хохлова находилась у деревни Машев Любомльского района Волынской области на Украине. Сегодняшняя судьба его захоронения не известна.  Жители Кирова оказывали всяческую помощь Сталинграду. По архивным данным на 5 апреля 1943 года от Кировской области поступило в фонд помощи Сталинграду 3015638 рублей. Из информации Кировского обкома ВКП(б) Центральному комитету ВКП(б) следует: «Из Кирова 6 апреля 1943 года в Сталинград был отправлен первый эшелон в составе 42 вагонов.  Среди прочих грузов в вагонах находилось: семян зерновых и бобовых – 2886,5 центнеров, семян овощей – 365 килограммов, картофеля – 698,7 центнеров». Газета «Комсомольская правда» писала: «Одними из первых в город Сталина приехали шестьсот комсомольцев Кировской области. Они привезли тысячу комплектов строительных инструментов, электромоторы, 50 тысяч штук различной посуды, несколько тысяч пар верхней одежды, белья. Кировчан можно встретить на самых трудных стройках. Они строят жилые дома, неутомимо прокладывают дороги». Участники акции «Наш Сталинград» посетили сквер  на углу улиц Профсоюзной и Карла Маркса, где возложили цветы к монументу   «Кировчанам труженикам тыла» установленном в память о самоотверженном труде кировчан в годы Великой Отечественной.